Тематическая информация

История новогодней игрушки часть 1

Произнесите слова – «Новый год!» - и перед глазами возникнет образ наряженной ёлочки, украшенной разноцветными игрушками. Именно ёлочные украшения превращают обычное дерево в праздничную сказку, создают тот праздничный настрой, которому в канун Нового года поддаются даже взрослые деловые люди. Приближение Нового года многие начинают ощущать, когда на прилавках магазинов появляются новогодние игрушки – разноцветные шары, пушистые гирлянды и другая елочная мишура. При взгляде на блестящий, сверкающий, как зеркало, нежный и хрупкий новогодний шарик в каждом взрослом просыпается ребенок, в душе просыпаются воспоминания из детства и стремление вновь прикоснуться к волшебству.

А что мы знаем об истории елочных украшений?

Новогодние елочные украшения, являющиеся неотъемлемым атрибутом праздника, прошли длительный путь развития, и их история очень интересна.

Предновогоднее украшение домов жителями европейских стран известно ещё со времен средневековья, для этого использовались ветки хвойных деревьев, аромат эфирных масел которых разлетался по всему помещению. Власти запрещали это делать, так как подобные действия восходили своими корнями к старым языческим традициям, которые католической церкви так и не удалось искоренить. Обычай приносить домой не ветки, а целую елку или сосну, и украшать её, появился в Европе только в ХУ1 столетии, елку тогда стали называть «рождественским деревом», у жителей католических стран она до сих пор ассоциируется не с Новым годом, а с Рождеством.

История ёлочных украшений в России начинается с реформ Петра Великого. По высочайшему указу от 20 декабря 1869 года ель стала символом новогоднего праздника, а хвоей, елью и можжевельником надлежало украшать городские улицы и дома. Однако, специально украшать ель не предписывалось.

После смерти Петра Первого его начинание было фактически забыто и свято соблюдалось лишь кабатчиками, продолжавшими украшать елками крыши и входы в питейные заведения.

По большому счету ёлка в России начинает свою биографию с 1820-1830 годов. Именно в «пушкинско-карамзинскую» эпоху ёлка становится атрибутом дворянской праздничной культуры. Политика Императора Николая Первого была направлена на укрепление дворянского сословия, но постепенно, вместе с демократизацией российского общества, нарядная ёлка стала украшением и буржуазных домов. Богато украшенная ёлка олицетворяла стремление предпринимателей и лиц доходных профессий к индивидуальному и семейному благополучию. Новогодняя ёлка была тем символом, который, с одной стороны, объединял семью и отделял, ограничивал её от «чужих», а с другой – свидетельствовал о её общественном престиже, значимости и богатстве, вне зависимости от знатности происхождения.

Дату появления первых детских рождественских ёлок в России установить точно не представляется возможным. Чаще всего их появление относят к концу 1830-х годов и связывают с именем супруги Николая Первого Императрицы Александры Федоровны, урожденной прусской принцессы Шарлотты. Исследователи признают эту версию убедительной, поскольку именно венценосные особы – выходцы из Германии распространили обычай своей родины на появление рождественской елочной традиции по всей тогдашней Европе, не исключая и Россию.

Первые рождественские елки устанавливаются в русских домах в 1840-х годах. Самыми распространенными елочными украшениями были конфеты, фигурные пряники, орехи, завернутые в золотую бумажку. Знаменитый Щелкунчик представляется как инструмент для раскалывания орехов. Некоторые игрушки изготавливались кустарным способом. Однако, подлинное знакомство россиян с рождественской ёлкой и елочной игрушкой состоялось во второй половине ХIХ столетия. В последние пять десятилетий этот праздник становится подлинно семейным, преимущественно детским, и широко отмечается не только в высших кругах аристократии, но и в семьях профессоров, врачей, купцов, предпринимателей и творческой интеллигенции.

Со второй половины того же ХIХ века рождественские праздники проникают в губернские и уездные города. Особенно в те, где сильна была немецкая диаспора. Большую роль в распространении ёлочных украшений в провинции играла реклама. К Рождеству выходили специальные справочно-рекламные издания.

От них не отставали русские женские журналы. Наибольшая заслуга в приобщении детей в России к ёлочной игрушке способствовал журнал для детей «Задушевное слово», выпускавшийся с 1876 года знаменитым издателем Вольфом.

Название этого самого популярного детского дореволюционного журнала придумал автор «Обломова», писатель Иван Александрович Гончаров.

Первая русская «публичная» елка, украшенная разноцветными бумажными лоскутками, была установлена в столице Российской империи в 1852 году, на петербургском Екатерингофском вокзале.

Повсеместно устанавливать елку в местах общественных гуляний стали лишь в последней трети ХIХ века.

К производству бенгальских огней, или, как тогда писали, огней «без цвета и запаха», приступили в 1848 году. В Москве елочную игрушку, в том числе кустарную русскую, можно было купить во многих магазинах. В 1913 году один из крупнейших магазинов России, торговавших ёлочными украшениями, «Торговый дом Тихомирова и К°» предлагал перечень елочных игрушек и карнавально-праздничных изделий, изложенной на 12 листах убористой печати и включавший 72 наименования одного только комнатного фейерверка.

Нарядить домашнюю елку было накладно. Привозные елочные игрушки стоили дорого. Цена полностью украшенной ели в 1840-е годы колебалась от 20 до 200 рублей ассигнациями. Если учесть, что приказчики в провинции в середине ХIХ века получали от 50 до 100 рублей в год, мелкие канцелярские служащие – 36-72 рубля, уездные и городские врачи – 180-224 рубля, библиотекари и их помощники – 108-168 рублей – рождественская елка – не вполне демократическая затея. Накануне Рождества резко возрастал спрос и на свечи для елки.

Высокооплачиваемая часть рабочих Москвы и Петербурга устраивала рождественские елки для своих детей ещё в начале прошлого века. Но даже в первое десятилетие после Октябрьской революции елка в домах рабочих была редкостью. Елочные игрушки мастерили самостоятельно не только из-за их недостатка и по причине дороговизны. Даже в аристократических семьях считалось, что процесс изготовления елочных игрушек и украшения ими рождественской ёлки заключает в себе важный эмоциональный и воспитательный смысл.

На рубеже ХIХ-ХХ веков появилась новая «елочная мода» - тенденция к простоте и естественности. В Европе доминировали две: одни стремились возвратиться «к старине», когда рождественское дерево украшалось лишь яблоками и выпечкой, другие не вешали на елку ничего. В моду входила «серебряная» елка. Её украшали только белые свечи и имитации снега и льда: серебряные шары и мишура, блестящая вата и т.д.

Что можно было увидеть на русской елке второй половины Х1Х – начала ХХ века?

Классические правила украшения зеленой красавицы до сих пор практически не изменились, хотя современные игрушки сильно отличаются от елочных украшений тех времен.

Первоначально игрушки воссоздавали евангельский сюжет. Верхушку ели венчала ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА, а КРЕСТОВИНА символизировала распятие – атрибут страстей Христовых. Крылатые человекоподобные АНГЕЛОЧКИ, возвестившие миру о рождении Спасителя, отождествлялись с божественной волей. КОЛОКОЛЬЧИКИ знаменовали собой божественный глас, проповедующий истину. ГИРЛЯНДА (бусы, цепи, венок) олицетворяла святость, страдания, смерть, воскрешение и бессмертие.

ФЛАЖКИ – священный символ борьбы за веру. ФРУКТЫ представлены обязательным яблоком (символ Спасения и Познания) и виноградом , который в Ветхом завете служил эмблемой плодов земных, равноценной Древу жизни. ОВЕЧКА олицетворяла паству, нуждающуюся в духовном проводнике и наставнике. ПТИЦА (Голубь Благовещения) символизировала Благую весть, а ЯГНЕНОК (Агнец Божий) – самого Иисуса Христа.

Эмблемой Христа, Церкви, Благодати и Веры служили СВЕЧИ. Краткость их существования символизировали одинокую трепетную душу человека. Их прообразом были звезды и огни костров, освещавших путь Вифлеемских волхвов.

Цветовое убранство также несло сакральный смысл. ЗОЛОТО – символ божественного начала, СЕРЕБРО – чистоты и целомудрия. Сочетание КРАСНОГО цвета на фоне ЗЕЛЕНЫХ веток ассоциировалось с Иоанном Крестителем и Страстями Господними как терновый венец и капли крови. Под елью ставили РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВЕРТЕП (игрушечная пещера со Святым семейством и прочими участниками действа), изготовленный из дерева, кости, обожженной глины или картона.

В старые добрые времена все елочные украшения были символичными и имели глубокий смысл с религиозной подоплекой. Так, казалось бы, сладкие вафли - всего лишь вкусное угощение, но они, развешанные на ветвях зеленой елочки, являлись напоминанием о пресных хлебах, которые церковь во все времена использовала для причастия. Постепенно религиозная символика уходила в прошлое.